О конкурсе проектных и исследовательских работ
« Ярмарка идей МФЮА »
Самое главное научить человека мыслить.
Б.Брехт
Проектная технология - одно из перспективных направлений процесса обучения, кроме того, это очень интересное и увлекательное занятие и для студентов (школьников), и для преподавателей.
Каждый преподаватель - руководитель проекта должен поставить перед собой ряд вопросов и найти на них ответы:
- Что такое «проект»?
- Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его студентам, ученикам?
- Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом?
- Как правильно организовать работу?
- С чего начать работу?
Все эти вопросы волнуют и организаторов конкурса «Ярмарка идей».
Итак, с чего же начинается «Ярмарка идей» для руководителя проекта?
Прежде всего с изучения проектной технологии и ее особенностей. Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой - предусматривает продуманный, обоснованный подход к выбору методов, средств, форм обучения проектированию.
Преподаватель - руководитель проекта должен:
- владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность обучающихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя студентов и учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя их на путь решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.
При выборе темы проекта необходимо опираться на интересы студентов, учеников, используя привычные для них способы получения информации. Например, анкетирование, в котором выделяются те проблемы, которые важны и интересны молодежи. Можно провести обсуждение актуальных для молодежи проблем, а затем попробовать объединить их общим понятием или темой.
Таким образом, можно выделить личностную мотивация и начать процесс творчества - процесс самостоятельной мыслительной работы, направленной на решение той проблемы, которую выделили сами студенты (школьники). Результат этой деятельности будет важен, интересен и значим для самих обучающихся.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания методов проектов, предлагаемый доктором педагогических наук, профессором ИОСО РАО Е.С. Полат.
Закон «Об образовании» утверждает приоритет личностной ориентации образовательного процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме. Проектно-исследовательская деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций обучающихся в зависимости от личных склонностей и интересов.
Практической реализации данного направления способствует конкурс проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА».
Цель конкурса: развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии.
Особая роль в решении этой проблемы отводится выполнению работ исследовательского характера. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности молодых людей.
Создание условий для исследовательской и проектной деятельности студентов (учащихся) позволяет реализовать право на получение качественного современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.